Поиск
Close this search box.

Как получить статус налогового резидента Португалии: требовования и преимущества

В нынешних условиях пандемии COVID-19 многие страны пересматривают налоговые ставки на доходы физических лиц (налог на богатство) в сторону повышения и начинают серьезно ужесточать подход к налогообложению, чтобы создать базу для финансирования растущих расходов (увеличения базовых ставок, дотаций, пакетов финансовой помощи и т. д.). Как следствие, все больше и больше предпринимателей и состоятельных людей рассматривают возможность переехать в страны с лучшими условиями налогообложения.

Зачастую клиенты думают о переезде в Панаму, Делавэр и Швейцария. Но не стоит забывать, что эти юрисдикции привлекают внимание налоговых администраций, и ваш интерес может повлечь проверку ваших налоговых деклараций со стороны налоговых инспекторов.

С другой стороны, Португалия является полноправной страной Европейского союза, юрисдикция которой широко признана на международном уровне и не входит ни в один список налоговых убежищ.

Выезд в Португалию безопасен, поскольку страна априори не привлекает внимания как место для уклонения от уплаты налогов. Вот почему мы все чаще помогаем растущему числу клиентов получить статус налогового резидента Португалии, где в конечном итоге можно существенно сэкономить на налогах.

Фактически, такие известные и богатые люди, такие как Мадонна, актер Джон Малкович и бывший футболист Маркос де Кинто (бывший вице-президент The Coca Cola Company), давно решили переехать в Португалию.

Почему именно Португалия? Действительно ли здесь меньше налогов?

Вообще говоря, для налоговых резидентов Португалии подоходный налог очень высок и ничем не привлекателен, но несколько лет назад португальское правительство внедрило так называемый особый налоговый режим (статус непостоянного жителя – Non-residential regimen (NHR)) или индивидуальный подоходный налог (IRS), который освобождает иностранцев от уплаты доходов, поступающих из-за пределов Португалии.

Почему не все португальцы облагаются налогом в соответствии с режимом NHR?

Такой режим предназначет для «особых», «специальных» людей, то есть состоятельных лиц, интернет-предпринимателей, технических специалистов, авторитетных профессионалов (юристов, врачей, архитекторов), художников, моделей и т. д.

Таким образом, чтобы получить особый налоговый статус NHR, необходимо следующее:

    • чтобы заинтересованное лицо не облагалось налогом как налоговый резидент Португалии в течение пяти лет, предшествующих году, в котором запрашивается этот статус;
    • чтобы заинтересованное лицо отвечало необходимым условиям для получения статуса налогового резидента Португалии. Резидентство Португалии для целей налогообложения можно получить в любой год, среди прочих ситуаций, когда субъект налогообложения:
      • пребывает на территории Португалии более 183 дней подряд или попеременно;
      • в случае пребывания в течение меньшего времени, по состоянию на 31 декабря того же года в Португалии имеется жилье на условиях, позволяющих предположить, что вы намереваетесь сохранить его и проживать там постоянно;
      • подать заявление в налоговые органы Португалии о предоставлении особого статуса налогового резидента до 31 марта года, следующего за годом, в котором присвоение этого статуса должно вступить в силу. В этой связи следует отметить, что получение этого условия не является автоматическим, а зависит от оценки и предварительного одобрения со стороны налоговых органов. Процесс оценки каждой заявки и ее последующего предоставления длится в среднем шесть месяцев.

Каковы преимущества особого налогового статуса NHR?

Если вы получите особый налоговый статус нерезидента (NHR), вы сможете платить налоги по особому режиму в течение 10 лет. Это означает, что в течение десяти лет:

  • вы не будете платить налоги за пассивные доходы, поступающие из-за рубежа, например, проценты, дивиденды, прирост капитала, пенсионные планы, пенсии и т. д. (с ограничениями на пенсии с 2020 года);
  • на вас будет распространяться специальной пониженная налоговая ставка в размере 15% от суммы, полученной в результате дохода от деятельности, осуществляемой на территории Португалии.

Однако применительно к доходам, полученным на территории Португалии, это условие позволяет человеку, работающему по найму и/или на условиях самозанятости, пользоваться льготным 20-процентным подоходным налогом при условии, что такой доход подпадает под законодательно установленное определением. Следует отметить, что в дополнение к вышеупомянутой специальной ставке в размере 20% к полученному доходу может также применяться особая надбавка к налогу на доходы физических лиц в размере 3,5%.

Для кого этот режим был бы идеальным?

Это идеальный налоговый режим для состоятельных пенсионеров, которые хотят уменьшить свое налоговое бремя, а также для высококвалифицированных специалистов, например, художников, врачей, стоматологов, инженеров, IT-специалистов, инвесторов, администраторов, менеджеров, музыкантов, актеров и т. д.

Таким образом, этим людям не придется уезжать на отдаленный остров, чтобы платить меньше налогов, они смогут жить в таких космополитических местах, как Лиссабон, Порту или Алгарве, и облагаться налогами практически так же, как если бы находились в налоговом убежище.

Могут ли граждане СНГ подать заявку на получение статуса NHR?

Поскольку вы находитесь за пределами Европейского союза, вам будет не так легко получить особый статус налогового резидента Португалии. Но если у вас есть достаточно финансовых средств, благодаря золотой визе Португалии вы можете въехать на территорию Европейского союза и путешествовать по нему. При этом налоги платить вам не придется.

Эту визу можно получить путем инвестиции в недвижимость на сумму 500 000 евро или другими способами. Свяжитесь с нами, если вы хотите получить дополнительную информацию об этом.

Есть ли лучшие налоговые направления, чем Португалия?

Если вы решительно настроились на смену налогового резидентства, рекомендуем вам скачать бесплатно и прочитать наш обновленный отчет «Три лучших налоговых направления на данный момент», доступный ниже.

Picture of Andreu Capmajó
Andreu Capmajó

Tax director

Download the free report

The top three tax destinations
right now
  • Our favorite tax destinations for 2024
  • Explanation of their tax frameworks
  • How to get their residency

🔒 All communications are encrypted and will be treated with absolute confidentiality. Your data will never be shared with third parties.

Search
Close this search box.

Requirements to become a tax resident in Portugal

In the current context of COVID-19, many countries are considering an upward revision of their personal income tax (wealth tax) and are beginning to implement brutal increases in spending (universal basic income, bailouts, aid, etc.), so that many high net worth individuals or entrepreneurs are considering leaving their countries of origin.

Although Panama, Delaware and Switzerland are options that clients often put on the table, these are jurisdictions that attract the attention of tax administrations and may involve tax inspectors reviewing your departure.

Portugal, on the other hand, is a full-fledged European Union country, with a jurisdiction that is widely accepted internationally and is not included in any list of tax havens.

The exit to Portugal is safe since, a priori, it does not attract attention as a destination for tax evasion. That is why we are helping more and more clients from Spain, Latin America and the world to move their tax residence to Portugal, where they end up enjoying very significant tax savings.

In fact, famous and rich people such as Madonna, the actor John Malkovich or Marcos de Quinto (former vice-president of The Coca Cola Company) have already opted to move to Portugal some time ago.

And why Portugal? Will I really pay less tax?

Generally speaking, for tax residents in Portugal the Income Tax is very high and unattractive, but the Portuguese government years ago implemented the so-called Non-habitual residential regime (NHR) or Individual Income Tax (IRS), which exempts foreigners from paying on income coming from outside Portugal.

And why don’t all Portuguese people pay tax under this regime?

This regime is reserved for “singular”, “special” persons, i.e., high net worth individuals, High-net-worth individuals (HNWI), internet entrepreneurs, technical specialists, professionals of repute (lawyers, doctors, architects), artists, models, etc.

Therefore, in order to be NHR, i.e. “special”, the following is necessary:

    • That the interested party has not been taxed as a tax resident in Portugal in any of the five years prior to the year in which this condition is requested.
    • That the interested party meets the necessary conditions to be considered a tax resident in Portugal. Residence in Portuguese territory for tax purposes may be acquired, any year, among other situations, when the taxable person:
      • Has stayed in Portuguese territory for more than 183 days, consecutive or alternate
      • In case of having stayed less time, he has in Portuguese territory, on 31 December of that year, a dwelling in conditions that allow to suppose his intention to keep it and occupy it as a habitual residence
      • Apply to the Portuguese tax authorities for the status of non-habitual tax resident until 31 March of the year following the year in which the attribution of this status is to take effect. In this regard, it is worth mentioning that obtaining this status is not automatic, but depends on prior assessment and approval by the tax authorities. The process of appreciation of each application and its subsequent granting, has an average duration of six months.

If I get NHR status, what advantages will I have?

If you get NHR status, you will be able to be taxed as an NHR for 10 years. That implies that for ten years:

  • You will not pay tax on passive income from abroad, such as interest, dividends, capital gains, pension plans, pensions etc (with limitations on pensions from 2020).
  • You will enjoy a special reduced tax rate of 15% for high value-added activities carried out from Portugal.

However, with respect to income originating in Portugal, this condition will allow the holder of income from employment and/or self-employment to benefit from the application of a reduced personal income tax rate of 20%, provided that such income results from the exercise of high value-added activities in accordance with the legally established definition. It should be noted that, in addition to the aforementioned special rate of 20%, an extraordinary personal income tax surcharge of 3.5% could also be applied to the income obtained.

And for whom would this regime be ideal?

This is an ideal tax regime for those pensioners or retirees with high purchasing power who want to reduce their tax burden and for highly qualified individuals such as artists, doctors, dentists, engineers, computer specialists, investors, administrators, managers, musicians, actors, etc.

Therefore, these individuals do not have to go to a remote island to pay less tax, they will be able to live in cosmopolitan places such as Lisbon, Porto or the Algarve and be taxed practically as if they were in a tax haven.

And if I am from Latin America can I apply to the NHR?

Because you are not in the European Union you will not have so easy, however, if you are a great wealth, thanks to the Golden Visa of Portugal or the residence by investment you can get to enter and travel around the European Union and also do it without paying taxes.

This visa can be obtained through an investment in real estate of 500.000 € or through other ways.

Are there better tax destinations than Portuguese?

If you are seriously interested in changing your tax residence, we recommend you to download for free and read our updated report “The top three tax destinations right now”, available below.

Picture of Andreu Capmajó
Andreu Capmajó

Tax director

Download the free report

The top three tax destinations
right now
  • Our favorite tax destinations for 2024
  • Explanation of their tax frameworks
  • How to get their residency

🔒 All communications are encrypted and will be treated with absolute confidentiality. Your data will never be shared with third parties.